![](https://r1.mt.ru/r2/photoDCDF/20167214851-0/jpg/bp.jpeg#20167214851)
Когда мы говорим прибалтам о том, что это именно советская власть дала им всю ту промышленность, которая вывела их на новый уровень, они отвечают – а нам это и не нужно было. Мы – сельхоз страна, и хотим быть именно такой. Потому и позакрывали все «ваши» заводы.
Допустим.
А как же тогда быть с Вильнюсом?
Вильнюс как столица Литвы – это вообще ключевая идея литовской национальной идеологии. Не пойми с какого перепуга они решили когда-то, что Вильна (до 1918 года), он же Вильно (с 1919 по 1939 года) должен стать для них, как Иерусалим для евреев, и называться на их лад – Вильнюсом.![](https://ic.pics.livejournal.com/ilyavaliev/2844782/6898292/6898292_original.png)
Вильна в подавляющем историческом времени был исключительно польским городом, и поляки даже не могли подумать, что именно он может оказаться матерью литовской самостийности. А если бы подумали, то послали бы литовцев известно куда.
И только СССР воплотила давнюю мечту литовцев. Именно Советы сделали Вильнюс столицей Литвы с насильным «олитовчиванием» большинства.
А все началось безобидно и несерьезно. С журнальной статьи, которая за считанные годы стала главной истиной для сотен тысяч людей.
Это сейчас Вильнюс как столица Литвы кажется нам чем-то само собой разумеющимся. Но на самом деле, на протяжении почти всего XIX века лидерам литовского национализма не приходило и в голову, что Вильна может стать столицей формирующейся литовской нации. И были у них все основания не думать об этом.
Ведь в конце XIX века литовский язык считали родным всего 2% населения Вильны, безнадежно отставая от поляков, евреев и русских. В деревнях вокруг города тоже жили в основном славяне, так что шансы на то, что урбанизация резко увеличит литовскую долю, были невелики.
А вот в Риге литовцев жило в десять раз больше, чем в Вильне. Главный центр литовской культурной жизни был в немецкой Восточной Пруссии. А в Российской империи если и был город, претендующий на статус центра возможной литовской автономии, то это - Каунас. В Каунасе литовцев тоже было всего несколько процентов, а большинство составляли евреи и русские, но, по крайней мере, хотя бы в деревнях вокруг жили в основном литовцы.
Впервые идея о том, что литовская столица должна быть в Вильне, появилась лишь в конце 1890-х годов. А набрала популярность она накануне и во время революции 1905 года. Еще в 1907 году среди литовских националистов шли споры, какой город выбрать столицей — Каунас или Вильнюс.
Но пройдет всего несколько лет, и в 1915 году, когда немецкие войска возьмут Вильну, делегация литовцев отправится в немецкий штаб объяснять, что называть город по-польски — кощунство. Потому что Вильнюс — это тысячелетняя литовская столица, и без нее жизнь для литовцев немыслима.
![Старый Вильна. 1917-й год Старый Вильна. 1917-й год](https://r1.mt.ru/r2/photoFD50/20390287700-0/jpg/bp.jpeg#20390287700)
А еще через пять лет, в 1920 году, молодое литовское правительство сможет поставить под ружье тысячи добровольцев и с помощью призыва освободить священную для каждого литовца столицу от польской оккупации.
Двадцать лет — совсем небольшой срок и большинство литовских патриотов несомненно должны были помнить времена, когда никто не считал Вильнюс литовским городом, тем более — священной столицей. Должны были - но не помнили. Настолько надежно новая идея вытеснила эти воспоминания. И за Вильнюс они теперь готовы были умирать.
Стремительное превращение Вильны в священную столицу и литовский Иерусалим шло по классическим принципам изобретения традиций, когда чем сильнее идея оторвана от реальности, тем больше нужно напирать на ее самоочевидность.
![](https://r2.mt.ru/r16/photo9644/20859214513-0/png/bp.jpeg)
Первый импульс был предельно простой. Кто основал Вильну? Судя по летописям, Гедиминас. Кто такой Гедиминас? Великий князь Литовский. Значит, Вильна — это литовский город и символ многовековой литовской государственности.
Эта цепочка может выглядеть логично, только если не знать (или, скорее, не хотеть знать), что Великое княжество Литовское — это совсем не государство этнических литовцев. Большинство населения там были славяне.
Языком элит был сначала старорусинский, потом — польский. Сам Гедиминас, правивший в начале XIV века, скорее всего, еще говорил на архаичном литовском. Но уже с конца XIV века Вильна быстро полонизируется из-за перехода от язычества к католичеству и династической унии с Польшей.
Но литовским революционерам в начале ХХ века нужна была легитимация через древность, поэтому они предпочли игнорировать все эти обстоятельства. Они сделали вид, что географическое и феодальное значение слова «литовский» как подданный Великого княжества Литовского — это то же самое, что этнически литовский. После этой подмены можно взять исторические источники и найти миллион подтверждений тому, что Вильна — литовский город.
Тут даже 2% литовцев в населении города перестают быть помехой настоящему литовскому патриоту. Потому что понятно, что литовцев в городе гораздо больше, их там вообще большинство, но они просто забыли, что они литовцы. Или стесняются признаться в своем литовстве из-за той атмосферы нетерпимости ко всему литовскому, которую создали захватившие город поляки.
В патриотических литовских журналах того времени (а других и не печатали) попадаются поразительные утверждения, что дети в детдомах Вильны легко выучивают литовский язык всего за месяц. Почему? Потому что это их генетически родной язык. Стоит дать чуть прикоснуться к корням — и зов предков тут же сдувает всю эту наносную полонизацию.
Однако одних игр с историей все-таки мало. Нужно и самим создавать новые события, которые помогут закрепить за Вильнюсом статус литовской столицы. Например, сделать так, чтобы главные газеты и журналы на литовском языке выходили именно там, и не важно, что большинство подписчиков живет в Риге или Петербурге. Раньше эти журналы публиковались в основном в немецкой Восточной Пруссии, но после революции 1905 года в Российской империи наступили более либеральные времена — можно переместиться и в Вильну.
То же самое со спектаклями, выставками, литературными кружками — все это надо делать в Вильне. Ведь это многовековой центр литовской культуры, хотя мы сами его только что таким сделали.
В 1905 году в Вильне провели Великий Вильнюсский сейм. Около двух тысяч свидомых литовцев съехались на пару дней в город со всех концов империи и Европы, чтобы обсудить судьбы родины. Почти сразу после завершения этот слет стали называть вехой в истории литовского народа, важнейшим историческим событием. Состоялось оно именно в Вильне, а значит, литовцы не должны никому уступать этот город.
Правда, оставалась еще одна проблема. Про священный статус Вильны поначалу знал только узкий круг литовских националистов, и нужно было как-то донести это знание до остальных литовцев, большинство из которых в городе никогда не были и очень слабо себе представляли, что это за место.
Тут в дело вступают символы. В центре Вильны стоит Башня Гедиминаса. Само название подтверждает ее литовскость, и при этом ее очень легко изобразить. Изображения башни начинают пихать в газеты, журналы, книги. Любой, кто хоть что-то читает на литовском, должен усвоить, что Башня, а вместе с ней и Вильнюс — это главный символ всего литовского.
![](https://r3.mt.ru/r2/photo52CA/20613360549-0/jpg/bp.jpeg#20613360549)
Религиозные чувства литовцев тоже можно направить в правильное, патриотическое русло. Вильнюс — один из крупнейших центров католичества, многие литовцы веками ездили туда в паломничества — только не из националистических, а из религиозных соображений.
Осталось сделать небольшой шаг — сказать, что намоленные святыни в городе — это не просто святыни, а литовские святыни. И вот уже общественность кипит от возмущения, когда городские власти пытаются добавить в Острой Браме надпись по-польски. Ведь это же кощунство — как можно осквернять польским языком место, которое веками было святым для литовцев.
Преодолев первую инерцию, процесс объявления Вильнюса литовским катился дальше все быстрее и по ходу усиливал сам себя. Ведь если город литовский, то и всё, что там есть, — тоже литовское. Архитектура, например. Там же шедевры нашей литовской архитектуры — как от них можно отказаться? А жители Вильнюса всех эпох? Они тоже, получается, часть литовской культуры, литовской нации. Пускай некоторым из них поляки и заморочили голову, заставив писать и говорить на польском.
Первая школа с обучением на литовском языке открылась в Вильне в 1907 году. А всего через 10 лет, к концу Первой мировой войны, ни у кого из литовских политиков не было сомнений, что столицей новой независимой Литвы может быть только Вильнюс. И их совершенно не интересовало, что у 98% жителей города могут быть другие планы. С порога отметалась даже осторожная идея автономии для польского большинства. Ведь это же священная столица литовцев — как она может быть от них автономна?
![](https://r3.mt.ru/r16/photoCC9F/20082287362-0/png/bp.jpeg)
Правда, одной убежденностью войны не выиграешь. Осенью 1920 года, после многократной смены власти Вильну заняла более боеспособная Польша. Лига Наций была готова посредничать в конфликте. Только что получившие независимость Польша и Литва не были проигравшими изгоями, вроде Венгрии, Германии и Советской России. Обе были заинтересованы в том, чтобы сохранить поддержку Запада, и серьезнее относились к рекомендациям Лиги.
Но посредничество закончилось ничем. Типичная рекомендация Лиги Наций — провести на спорной территории плебисцит — оказалась неприемлемой для Литвы. Литовское руководство прекрасно понимало, что в Вильно и окрестностях некому голосовать за то, чтобы войти в состав Литвы.
Но строителям литовской нации без Вильно было даже удобнее. Идея возвращения потерянной столицы куда лучше подходит для мобилизации масс, чем сама эта столица, которая к тому же совсем не похожа на литовскую.
Правительству независимой Литвы пришлось эвакуироваться во временную столицу — Каунас. Но тема возвращения Вильно будет отравлять литовскую политику до самой Второй мировой войны.
С обретением независимости в Литве началось массовое национальное строительство, и миф о потерянном Вильнюсе лег в его основу. По сути, крестьянам в дальних деревнях где-нибудь в Жемайтии объяснили, что они — литовцы, а значит, должны тосковать по Вильнюсу и бороться за его возвращение. Не обязательно военными средствами — никто не рассчитывал на скорую победу над Польшей. Бороться за возвращение небесного Вильнюса должны были все вместе, каждый на своем месте. Лучше учиться, лучше трудиться, быть лучшими литовцами и строить лучшую Литву.
С переходом Литвы к авторитарному режиму в 1926 году миф о Вильнюсе, по сути, стал государственной идеологией. Деды воевали, кровь проливали, строили и развивали Вильнюс — надо быть достойными их памяти и подвигов. Любой, кто усомнится, — предатель и осквернитель святыни.
Союз освобождения Вильнюса превратился во что-то вроде правящей партии с десятками тысяч членов и отделениями во всех деревнях и учреждениях. Вступить туда — способ продемонстрировать лояльность режиму и получить доступ к привилегиям.
Само собой, подрастающее поколение ни в коем случае не должно утратить многовековую память о Вильнюсе, которую мы сами придумали 20-30 лет назад. В школах проводили еженедельные уроки освобождения Вильнюса, выдавали школьникам символические паспорта граждан Вильнюса, а зимой дети лепили не снежную бабу, а снежный макет Башни Гедиминаса.
Как и положено, была специальная патриотическая кричалка. Пароль — «Вильнюс захвачен», отзыв — «Мы его освободим» (наверное, на литовском это звучит более ритмично). Ну что-то вроде «Славе Украине/Героям слава».
Плюс был специальный день скорби об утраченном Вильнюсе, регулярные передачи по радио о Вильнюсе, фестивали, выставки, лекции. Всё, чтобы всем стало ясно: литовец — это тот, кто стремится освободить захваченный поляками Вильнюс. А если не стремится, то это уже не литовец.
У этой одержимости были печальные последствия. Вся внешняя политика страны свелась к одному вопросу — борьбе с Польшей за Вильнюс. Хотя объективные международные обстоятельства требовали от Литвы как раз обратного — сближения с Польшей, чтобы противостоять ревизионистской Германии и СССР.
Вместо этого, если кто-то отваживался заикнуться, что нацисты и Советы тоже могут представлять для Литвы угрозу, его тут же объявляли предателем, который продался полякам и поет с их голоса, чтобы убедить литовцев забыть про Вильнюс.
Обратной стороной этой постоянной мобилизации стало навязанное самим себе чувство уязвимости. Раз поляки отняли Вильнюс, то могут отнять вообще всё. Вильнюс — это только первый шаг. Стоит утратить бдительность, и они тут же будут в Каунасе, в Клайпеде. Вот вы, жители Шяуляя, думаете, что проблема Вильнюса вас не касается? Вспомните эти слова, когда вслед за Вильнюсом поляки придут отнимать у вас Шяуляй.
Отсюда максимальная дискриминация тех немногих поляков, кто оказался после войны по литовскую сторону границы. Любая уступка польскому меньшинству — это предательство идеалов Вильнюса. Последнее демократическое правительство было свергнуто в 1926 году националистами из-за того, что собиралось открыть несколько польских школ.
Все это сопровождалось абсолютным равнодушием к тому, что происходит в реальном Вильнюсе. Новости оттуда — только о том, как поляки дискриминируют живущих в городе литовцев. За два межвоенных десятилетия литовское руководство не удосужилось разработать даже примерный план интеграции Вильнюса и переноса туда столицы.
…И тут постучался СССР.
Свежие комментарии