На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СССР-Россия

1 378 подписчиков

Свежие комментарии

  • Иосиф Калинин
    Ну, насчет баз я уже говорил... И о "моральных убытках" тоже.Асад оказался сла...
  • саша дмитренко
    неееет!!!!  базы  наши  там  необходимы!!!! и это не  считая  политических  и  моральных  убытковАсад оказался сла...
  • Иосиф Калинин
    Именно так! Поэтому нам там делать нечего.Асад оказался сла...

Сирия: смотрите, кто пришёл

О тех, кто претендует на власть в Дамаске после бегства Асада

Как считает хорошо информированный британский еженедельник Economist, главным претендентом на власть в Сирии после падения власти Башара Асада является Мухаммад Аль-Джулани, глава прежде оппозиционной Асаду сирийской группировки «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ)**.

 

«Уроженец Сирии, аль-Джулани*, — пишет издание, — ранее был активным участником «Аль-Каиды»**, что долгое время определяло его имидж как радикального исламиста. Однако в последние годы он изменил тактику: отказался от псевдонима, выступил под своим настоящим именем Ахмед аль-Шараа и пообещал защищать права меньшинств, избегая радикальных исламских кодексов. Несмотря на смену имиджа, его прошлое продолжает вызывать недоверие».

Внутри сирийской оппозиции многие опасаются его авторитарного подхода и жестокого подавления соперников. Его связи с «Аль-Каидой» в прошлом, а также тесное сотрудничество с Турцией и Катаром усложняют его признание международным сообществом, отметил Еconomist.

Настоящее имя Абу Мухаммеда аль-Джулани действительно — Ахмад аш-Шараа. Он родился в 1982 году в Эр-Рияде в Саудовской Аравии в семье инженера-нефтяника и учительницы географии. Родители мальчика родом с Голанских высот, однако, были вынуждены переехать оттуда, когда этот район в 1967 году занял Израиль. Псевдоним «аль-Джулани», который носит Ахмад аш-Шараа, и переводится с арабского, как «уроженец Голанских высот».

Когда нынешнему претенденту на власть в Сирии было семь лет, его семья переехала в Дамаск. Ахмад аш-Шараа окончил школу, где был прилежным учеником, а затем поступил в университет, чтобы изучать влияние СМИ на общество. Там он оказался в числе слушателей проповедей имама из Алеппо Махмуда Гул Агасси, который призывал начать джихад против США. Как считают, на формирование мировоззрение аль-Джулани также оказали влияние палестинская интифада 2000 года и теракт 11 сентября 2001 года в США.

Позднее Аль-Джулани* вступил в салафитскую террористическую группировку «Аль-Каида** в Ираке» и участвовал в военных действиях против американской армии. В итоге его арестовали и бросили в тюрьму, где он просидел три года. Выйдя из-за решетки, Аль-Джулани наладил сотрудничество с заместителем лидера «Исламского государства в Ираке»** Абу Бакра аль-Багдади Абу Муслимом ат-Туркмани*. Их связывала дружба, которая возникла еще во время отбывания тюремного срока.

По заданию «Аль-Каиды»** аль- Джулани основал в Сирии ее филиал «Джебхат ан-Нусра»**. Оружием и финансами его снабжали сторонники аль-Багдади. В 2013-м году аль-Багдади намеревался встроить «Джебхат ан-Нусру»** в реорганизованное «Исламское государство в Ираке и Леванте (ИГИЛ)»**. Такое преобразование грозило потерей автономии для группировки, поэтому аль-Джулани предпочел присоединиться к лидеру «Аль-Каиды»** Айману аль-Завахири. ИГИЛ** пытался вернуть «Ан-Нусру»** под свое крыло, что в итоге обернулось вооруженными столкновениями между представителями группировок. В 2016 году аль-Джулани переименовал «Нусру»** в «Джабхат Фатх аш-Шам»**. 

Объявившие аль-Джулани террористом США активно вело его поиски. Его внесли в перечень «особо опасных преступников». В 2017 году Белый дом объявил, что готов заплатить $10 млн любому, кто поможет его задержать. И вот теперь этот деятель может оказаться во главе Сирии и вместе со своими сторонниками начать управлять страной. 

И тогда им предстоит стать чиновниками, а не бегать по горам с автоматами. «Аль-Джулани, — считает Econоmist, — действительно предстоит непростая задача: убедить разрозненные группировки, включая курдов, суннитских повстанцев и алавитов, объединиться под его руководством. Как известно, курды контролируют северо-восток Сирии и опираются на поддержку США, а алавиты, оставшиеся верными Асаду, сосредоточены на побережье и могут рассчитывать, как считает британское издание, на защиту России. В этой сложной политической и военной конфигурации консолидация власти под руководством аль-Джулани остается неопределенной задачей», - отмечает Economist.

К тому же такой претендент на власть в Сирии не один, поскольку силы победившей вооруженной оппозиции состоят из нескольких, не во всем друг с другом согласных, исламистских группировок. Редакция интернет-журнала Karar выложила 9 видных имён сирийской оппозиции, которые в будущем могут найти себе высокое место в политике Сирии.

Первым в списке значится, уже упомянутый, глава признанной в России террористической организацией «Хайят тахрир аш-Шам» аль-Джулани. Второе место занимает Рияд Хиджаб, бывший премьер-министр Сирии, перешедший на сторону оппозиции. В 2015 году был избран генеральным координатором Высшего комитета по ведению переговоров. Его считают наиболее авторитетным представителем умеренной оппозиции. Третья позиция отведена Мухаммеду Гази аль-Джалали, действующему премьер-министру Сирии, оставшемуся в Дамаске для формирования переходного правительства. Четвертая — Хади аль-Бахру, бывшему председателю Национальной коалиции сирийской оппозиции и революционных сил. Издание пишет, что хотя Бахра ушел в отставку с поста председателя в январе 2015 года, он сохранил свою политическую должность и работал в политбюро коалиции. На пятом месте расположился Джордж Сабра, христианский педагог и политик. В 2011 году он был избран председателем Сирийского национального совета и представлял оппозицию на переговорах в Женеве. Шестая строчка принадлежит Бурхану Гальюну, ученому и чиновнику, который двенадцать лет назад был избран председателем Сирийского национального переходного совета. Под седьмым номером Ахмед Муаз аль-Хатиб, сын известного богослова. Возглавлял оппозицию в 2013 году. Замыкают список Эсад Мустафа, бывший министр в правительстве Хафеза Асада, и Абдульбасит Сейда — курдский политик, бывший глава Сирийского национального совета. На данный момент формируется правительство переходного периода, которое, возможно, и передаст власть кому-то из вышеуказанных деятелей.

Группировка Хайят Тахрир аш-Шам»** (ХТШ), или «Организация освобождения Леванта»**, которая свергла правительство Башира Асада в Сирии, признана в России, США, Турции и ряде других стран террористической организацией. Под Левантом подразумевается общее название территорий стран восточной части Средиземного моря (Сирия, Ливан, часть Палестины, Израиль, Иордания, Египет, Турция, Кипр и другие).

Это формирование возникло в 2011 году и поначалу называлось «Джебхат ан-Нусра»** («Фронт помощи людям Леванта»**). Оно действовало под покровительством другой международной исламистской террористической организации — «Аль-Каида»**, которая имеет самую мрачную репутацию, отметившись многочисленными актами кровавого террора. Ее идеология была направлена на свержение правительства Башара Асада и создание на территории республики халифата, в котором все будут жить по законам шариата.

В 2016 году, будучи одним из лидеров «Джебхат ан-Нусры», аль-Джулани, решил создать новую группировку и заявил о разрыве с «Аль-Каидой». Новое формирование получило название «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ). Численность группировки насчитывала тогда порядка 12-15 тысяч человек.

После разгрома в Сирии экстремистских формирований в провинции Идлиб под опекой Турции сложилось то, что называли "заповедником гоблинов", состоявшим из членов разномастных оппозиционных группировок, где верх одержали люди аль-Джулани. Ему удалось договориться с Турцией о поддержке, а наиболее радикальных конкурентов из ИГИЛ8* и "Аль-Каиды"**, которые в разное время выступали его работодателями, практически уничтожил. 

Но самое главное, что аль-Джулани организовал жизнь в Идлибе так, что сравнение оказалось не в пользу Асада. Уровень жизни там был выше, чем на контролируемой Асадом территории. Недовольство прежними властями в Дамаске росло и в сирийской армии, где солдатам платили гроши и люди говорили о коррупции. 

В результате от Асада отвернулись прежние его сторонники, после чего союзникам внешним уже нечего было спасать. 6 декабря 2024 года в интервью американскому каналу CNN аль-Джулани заявил, что их цель — создать правительство, основанное на институтах и «совете, избранном народом».

Как обратили внимание обозреватели, в последние дни аль-Джулани, резко «сменил имидж», хотя и не «переобулся», но уже переоделся в самом буквальном смысле этого слова. «Форменную» одежду радикального исламиста он сменил на темно-зеленую «военную» рубашку в западном стиле. Таким образом, как считают, выходец из «Аль-Каиды»** надеется превратиться в «умеренного революционного лидера» в глазах Европы и США. А это значит, что он понимает, что для того, чтобы править уже захваченной им и его соратниками страной, необходимо отказаться от радикального противостояния с остальным миром.

Как сообщил во вторник телеканал Al Hadath со ссылкой на источники в Департаменте военных операций, сформированном бывшей оппозицией, руководство пришедших к власти в Сирии группировок приказало своим боевикам покинуть города. По их данным, скоро в гражданских районах будут развернуты новые подразделения, связанные с группировкой «Хайат Тахрир аш-Шам»**, включая полицию и силы внутренней безопасности.

Что в итоге получится, пока неизвестно. Но главный интерес России — сохранение баз в Тартусе и Хмеймиме, что должно стать предметом переговоров с властью нового сирийского государства, которая прямо сейчас возникает на обломках старого. 

Источник ТАСС в Кремле сообщил СМИ, что российская сторона получила от лидеров вооруженной сирийской оппозиции гарантии безопасности российских военных баз и дипломатических учреждений на территории республики. По его словам, российские представители контактируют с сирийской оппозицией. 

В то же время оппозиционер Анас аль-Абда, входящий в сирийский национальный совет, базирующийся в Стамбуле, отметил, что для новых властей страны крайне важно поддерживать хорошие отношения с Россией. Он подчеркнул, что Россия является «очень важным игроком в мире», сотрудничество с ней поможет Сирии справиться с многочисленными вызовами.

А член исполнительного аппарата и глава отдела внешних связей Сирийского национального координационного комитета Ахмед Аль-Асрави в это же время выразил уверенность в том, что Сирии не следует отказываться от соглашений с Россией, которые отвечают ее интересам. «Мы должны связать их с интересами Сирии и ее связью с арабским делом», — цитирует его РИА Новости.

Андрей Соколов
Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх