На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СССР-Россия

1 361 подписчик

Свежие комментарии

  • Алексей
    Гитлеризму, может, и уступает, но... в общем, конечно, одного поля ягоды. Волчьи.Война с Глинкой
  • Александр Раевский
    Ну да! Зато сейчас все по "рыночным ценам" у как на колжозных рынках во времена СССР. Тогда ьыл дифицит товаров, а се...Что хорошего сдел...
  • Лариса Шемисова
    Вы ещё копторги забыли, где и гречка и колбаса всегда были, но дороже. И кстати мы мясо всегда на рынке брали.Что хорошего сдел...

Не пугайте меня девяностыми


Не пугайте меня девяностыми

«Пусть сейчас мы живем тяжеловато, но хоть не как в девяностых!», «ужасное время девяностых», «Не раскачивайте лодку, вы что, хотите, как в девяностых?!!»… Знакомо, не правда ли? Чем дальше девяностые, тем жутче они выглядят, особенно для молодежи, которая судит о них по фильмам или телепрограммам.


Я уже несколько раз писал о том времени. Там я рассказывал о том, что несмотря на сложности, в том времени было много хорошего. И то, что такой свободы я не испытывал ни до, ни после. И то, что люди взялись организовывать свой бизнес, маленький и побольше. И то, что в мире нам были рады и не смотрели на нас, как на врагов. А главное, то, что была надежда. В стране, которая осталась после крушения огромной империи, не все погибло, а каждый год что-то да менялось. И мы надеялись, что пройдет совсем немного времени и окрепнет страна и мы вместе с ней.


Но девяностые — это еще и огромные проблемы для людей. Вот давайте взглянем и на них. Справедливо ли то, что их превратили в самую страшную пугалку?


Что считается самыми большими недостатками тех лет? Очень слабое государство, обогащение малой кучки олигархов на фоне общей чудовищной нищеты и, конечно же, зашкаливающая преступность. Вот об этом и поговорим. По порядку.


Слабое государство. Ну, разумеется, слабое. Страна рухнула, возникла другая, казна пустеет с катастрофической скоростью, руководство не знает, что делать. Премьер-министры меняются каждые несколько месяцев. Да и сам глава государства явно не Наполеон и не Маргарет Тэтчер. Целые отрасли промышленности встают, армия разваливается. Те, кто тогда не жил, не могут себе представить, как это ужасно выглядит.


Однако, в этом были и свои плюсы, как ни странно. Люди ведь не глупые и поняли, что на помощь государства рассчитывать не стоит, не поможет оно. И взялись налаживать свою жизнь сами, как это, наверное, и должно быть. Это не государство, а простые граждане с рисковой предпринимательской жилкой стали заполнять прилавки магазинов. Именно они со своими клетчатыми сумками понаоткрывали ларьков и наполнили рынки одеждой и обувью. Это они дали нам попробовать «сникерс» и покурить «бонд». А еще, благодаря им, мы узнали, что бриться можно не только «Невой», но и «джилеттом», а наши женщины вместо ваты и марли стали пользоваться удобными гигиеническими штучками.


Без государственного контроля, а сами по себе возникали небольшие кафешки, частные такси, и швейные и обувные мастерские. Девяностые наглядно продемонстрировали, что присутствие государства не является обязательным атрибутом в делах бизнеса. Количество бизнесменов росло, появилась конкуренция, автоматически стал меняться сервис, стабилизировались цены и рос ассортимент услуг.


Обогащение олигархов. С этим не поспоришь, что было, то было. Пользуясь экономическим невежеством (слава советскому образованию), нас развели на ваучеры, кучка пройдох скупила по цене металлолома огромные комбинаты. Это, безусловно, плохо, но непонятно, почему этим пугают? Ведь все (почти) эти олигархи прекрасно живут и при нынешней власти. За двадцать лет не принято законов, как-то усиливающих контроль за этими людьми. К тому же, за все девяностые у нас не появилось ни одного долларового миллиардера. А при теперешней власти их стало больше ста. Я могу понять, почему миллиардером стал Билл Гейтс, у меня на ноутбуке стоит Виндовс. Понимаю богатство Джеффа Безоса, он создал «Амазон», крупнейшую компанию электронной коммерции. Но не могу понять, что создали наши миллиардеры. Они просто получили уже готовое производство в личное пользование из-за того, что когда-то у них были удачные соседи по даче, партнеры в спортивной секции и родственники. И это в то время, когда грандиозное количество наших граждан находятся за чертой бедности, живут, экономя на еде, и когда видео с роющимися в мусорных баках стариками уже не удивляют. Так что девяностые в этом плане вряд ли страшнее сегодняшнего дня.


Но самое страшное в девяностых это преступность. Во все времена, во всех странах, во времена кризисов и тяжелых испытаний первым делом наверх вылезает всякая мерзость. Так было и после гражданской войны, и в той же Америке именно в кризис окрепли разные Аль Капоне. То же самое происходило и у нас. Бандиты крышевали бизнес, устраивали разборки, выбивали долги… Методы у них были весьма неприятные. Было мало сострадания и много жестокости.


Но и тут не все так просто. Это были бандиты. Люди, которые считаются всеми, включая и их самих, вне закона. То есть, есть ты, есть государство, пусть слабое, но союзник, а есть бандит – враг. Если к тебе приходили отжимать бизнес было все понятно. Ты защищаешь свое, а они преступники. Теперь же бизнес отжимает государство, а преступником получаешься ты. Теперь все по-другому. Есть ты, есть бандиты и есть государство, уже не такое слабое, как тогда. Но союзничает оно не с тобой, а с ними. Тогда правоохранители (те, что не скоррумпировались) были частью общества и жили, как и оно. Они были бедными, но крепкими. От пластикового стаканчика в обморок не падали. Они были – свои. А теперь именно правоохранители и славятся самыми изощренными пытками. Это уже вошло в систему. Несколько лет назад история про милиционеров, изнасиловавших человека бутылкой, и с тех пор такие истории только множатся. А то, что вылезло наружу недавно, вообще за гранью понимания. Но при этом государство в первую очередь объявило во всероссийский розыск и заочно арестовало человека, который все это вынес на всеобщее обозрение. Для этого государства враги – вот такие граждане, а не система глумления над людьми. В девяностые у меня была крошечная, но надежда, что государство окрепнет и защитит меня от бандитизма. А сейчас, когда пытки происходят в государственных учреждениях, на чью защиту мне надеяться?


Так что, когда меня спрашивают: «Ты что, хочешь, как в девяностых?», я все чаще склоняюсь к ответу – да, хочу. Это были невероятно сложные годы, но оглядываясь на то, что творится в стране сейчас, вспоминаю слова классика: «Бывали хуже времена, но не было подлее…».


Все вышесказанное – мое личное мнение. Наверняка спорное. Было бы интересно узнать ваше мнение на этот счет. Пишите, обсудим.

Но обсуждать будем не друг друга, а тему статьи. И без хамства.

источник

Картина дня

наверх