На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

СССР-Россия

1 362 подписчика

Свежие комментарии

  • Владимир Гриневич
    🙈🙉🙊О дефективных мен...
  • Александр Салтановский
    педАлик кличкО с отбитыми (если были когда то) мозгами "красноречивый" ЦицерОн только куйЕв угандонил, а зелЁнкин то ...О дефективных мен...
  • Руслан Техажев
    Зато понимает чиновник, купленный тем, что его семья , деньги и недвижимость, спокойно существуют за границами России...Если друг оказалс...

Рашид Темрезов: «Главный ориентир – на доступность, безопасность и качество услуг»

Поддержка и популяризация спорта – важный механизм экономической, социальной и духовной сфер общества. О том, как грамотно использовать природно-климатические условия для продвижения здорового образа жизни, рассказал «Ведомости. Спорту» глава Карачаево-Черкесской республики (КЧР) Рашид Темрезов.



– Курорты Карачаево-Черкесии известны и популярны с советских времен. В 90-е гг., видимо, был провал турпотока, людям было не до туризма. С какого периода началось возвращение туристов в КЧР? С чем это связано?

– Турпоток стал нарастать в последние 10 лет. Если раньше, условно говоря, в Домбае было пять гостиниц и в Теберде 10 санаториев, то сегодня там порядка 80 гостиниц с номерным фондом примерно 10 000 мест. И если в советские времена весь туризм был под молодежным обществом «Спутник», то после приватизации 1992 г. это уже в основном частный бизнес. То же самое касается наших соседей – на Кавказских Минеральных Водах, в Кабардино-Балкарии, в других республиках Северного Кавказа растет число частных санаториев и гостиниц. Внутренний въездной туризм становится все более и более популярным в нашей стране. На курортах Карачаево-Черкесии сегодня по-настоящему кипит жизнь: круглогодично ведется строительство новых отелей, зачастую гостиничные номера бронируют еще до их открытия. Растет спрос, что, соответственно, рождает предложение, привлекая тем самым все больше и больше частных предпринимателей и инвесторов.


– Из каких регионов активнее всего приезжают?

– У нас по дороге в Архыз есть подпорная стена, такое дорожное сооружение, и по ней можно географию изучать – она вся исписана надписями, кто здесь был, из какого города... Начиная от Петропавловска-Камчатского и заканчивая Калининградом. Так что география расширяется с каждым днем. Кстати, по Архызу мы решили посчитать транзакции, которые по картам проходят, и мы видим, кто и откуда. И если в 2019 г. приезжали туристы в основном из Краснодарского края, Ростовской области, Ставропольского края, субъектов с СКФО, то в этом году Москва и Московская область плотно вошли в тройку лидеров, потеснив Ростов, Волгоград и Астрахань. То есть жители Москвы и Московской области в следующем году будут лидерами по количеству туристов.

– Сколько всего приезжает туристов в год?

– Если еще в 2015 г. турпоток в Карачаево-Черкесию составлял 750 000 человек, то уже в прошлом году наш регион посетило в 2 раза больше человек – полтора миллиона туристов. При том что прогноз на 2020 г. был примерно 1,7 млн, но в связи с пандемией, когда курорты не принимали туристов порядка четырех месяцев, турпоток не только не снизился, но и продемонстрировал незначительный, но все-таки рост. Учитывая эту динамику, мы намерены раньше намеченного срока достичь индикаторов нацпроекта по развитию внутреннего туризма и увеличить турпоток в 2 раза. Если раньше наши цели – 3 млн туристов в год к 2030 г. – казались амбициозными, то сегодня, с учетом динамики развития курортов, у нас есть все предпосылки и потенциал достичь целей, например, к 2025 г.

– Это чисто российский туризм?

– По большей степени российский. Хотя есть и немало случаев, когда приезжают из-за рубежа. Домбай и его величественные пейзажи, в частности, уже не первое десятилетие привлекают иностранцев – любителей альпинизма, хайкинга и горных лыж. Карачаево-Черкесию, кстати, часто сравнивают с австрийскими курортами. Пару лет назад мы даже подписали соглашение о сотрудничестве с австрийской федеральной землей Тироль. Действительно, наша республика, равно как и Австрия или Швейцария, может сочетать спортивный туризм с экскурсионным и, что немаловажно, оздоровительным. Туристам сегодня предлагается и бальнеотерапия, и астрономический туризм, и набирающий популярность агротуризм.

– В 90-е гг. Северный Кавказ считался горячей точкой. Сохранились ли какие-то предубеждения и опасения у туристов, собирающихся на Северный Кавказ?

– Конец 90-х был непростым периодом для всей страны. И опасения у людей на тот период, возможно, были в чем-то справедливыми. Но сегодня Карачаево-Черкесия – безопасный регион страны как для наших жителей, так и, разумеется, для туристов. Об этом свидетельствует наш уровень преступности, который ниже среднероссийского. Поэтому самая лучшая реклама – это когда человек приехал к нам и по возвращении рассказывает своим друзьям, родственникам, коллегам по работе... Мы делали такой срез по Архызу, Домбаю, и более 80% отдохнувших изъявили желание сюда вернуться. Ну и цифры говорят сами за себя – каждый год приток туристов растет минимум на 20%, и не только у нас, но и на Кавказских Минеральных Водах, и в Кабардино-Балкарской республике.

– Какую роль сыграли в этом государственные программы по развитию Северного Кавказа, в том числе такая структура, как АО «Курорты Северного Кавказа»?

– Начну с предыстории создания Архыза. Было поручение президента Российской Федерации правительству, и по федеральной целевой программе «Юг России» правительству КЧР удалось сделать самое главное – построить инженерную инфраструктуру. Это и дорога, и свет, и газ, и вода, и канализирование. Ну вот и все. И, конечно же, были созданы все условия, для того чтобы сначала частные инвесторы, а это была группа «Синара», которой руководит Дмитрий Пумпянский, а затем такой институт развития, как «Курорты Северного Кавказа», который присутствует здесь с 2011 г., имели возможности для реализации проекта в поселке Романтик (один из трех туристических поселков в Архызе. – «Ведомости. Спорт»). Это и привлечение инвесторов, и вся горнолыжная инфраструктура, объекты сервиса, кроме гостиниц, – все это было построено по программе «Курорты Северного Кавказа». Куратором в свое время был Минкавказ, сегодня – Министерство экономического развития Российской Федерации. Это результат работы государственно-частного партнерства, конечно, с учетом большого вклада правительства Российской Федерации и правительства КЧР.

– Какие средства были инвестированы в развитие курортов Карачаево-Черкесии?

– Мне сложно назвать точные цифры, поскольку есть программы Министерства экономического развития, есть программа внутреннего въездного туризма, которую сегодня ведет Ростуризм, есть средства АО «Курорты Северного Кавказа», а еще есть частные инвестиции, которые с каждым годом растут и уже превышают объем государственных вложений. Я могу назвать крупные объекты – например, ту же инженерную инфраструктуру, которая была доведена до поселка Архыз – это порядка 2,5 млрд руб. Что касается частных инвестиций – это строительство гостиниц, пунктов общественного питания, магазинов и т. д., – то на сегодня это суммарно порядка 17–20 млрд руб. Но я бы сейчас говорил не только о вложенных суммах. Важнее, что Архыз – это была совершенно девственная долина. Ни одного туриста. А сегодня только за зимний сезон, который еще не закончился, по данным на 1 марта, в Архызе прошло порядка 500 000 человек. И эти полмиллиона человек кто-то должен обслуживать. Почти на 100% в сфере обслуживания, в гостиничных и сопутствующих объектах заняты местные жители. То есть туризм выступает как мультипликатор для малого и среднего бизнеса. А это и сельское хозяйство, и производство продуктов питания, и т. д. А по окончании горнолыжного сезона еще выйдут люди на продолжение строительства канатных дорог и гостиниц – если раньше это было около 1000 человек, то сейчас это будет где-то полторы тысячи местных жителей. Это мы только об Архызе говорим, а еще есть Домбай – там примерно такие же цифры. Так что те планы, которые у нас были на 2020 г. – 1,7 млн, – мы в следующем сезоне точно «перебьем» и уйдем за 2 млн.

– Какие выгоды получают частные инвесторы?

– Архыз – территория особой экономической зоны, где можно реализовать тот или иной проект, получив статус резидента. Этот статус выдает экспертная комиссия Минэкономразвития. Резидент получает поддержку и со стороны АО «Курорты Северного Кавказа», и со стороны правительства Карачаево-Черкесии. В первую очередь это налоговые льготы.

– Сколько всего резидентов сегодня в Архызе?

– На днях состоится экспертная комиссия, там будут точные цифры, а по прошлому году было порядка 35 резидентов. Интерес инвесторов растет, получить статус резидента желают как компании российского уровня, так уже и мировые гостиничные сети.

– Какие есть еще точки роста туристической отрасли в республике?

– Самое главное – у нас всесезонные курорты и, безусловно, многопрофильный туризм. Можно говорить и про экотуризм, и этнотуризм, и агротуризм, кому-то по душе конные прогулки, кому-то – хайкинг, кому-то – горные лыжи. Кто-то в рамках программ агротуризма может окунуться в сельскую жизнь, побывать на ферме, посетить форелевое хозяйство или сыроварню. Согласитесь, помогает перезагрузиться и отвлечься от городской суеты. В рамках программы развития этнотуризма обсуждаются идеи по созданию мастерских для обучения традиционным ремеслам народов нашей республики, строительства этнодеревень. В нашей республике царят гармония и взаимопонимание между последователями ислама и православия, в мире и согласии проживает около сотни национальностей, каждая из которых испокон веков хранит и передает уникальную культурную самобытность своего народа. История, традиции, язык, культура, быт и национальная кухня каждого народа представляют собой обширную и интересную базу для развития этнического туризма. Этнотуризм в Карачаево-Черкесии так или иначе переплетается с гастрономическим туризмом, который в последние годы набирает особую популярность. И наши предприимчивые жители с большим удовольствием готовы организовывать гастрономические маршруты и угощать туристов национальными блюдами народов КЧР.

Но и это далеко не все. У нас каждое ущелье по-своему уникально: если Домбай, то там можно провести время в Тебердинском государственном биосферном заповеднике. Если Архыз, то можно ознакомиться с самыми древними в России христианскими храмами аланского периода. Там же находится и самая крупная в Евразии астрофизическая обсерватория. Она, кстати, еще и является площадкой для арт-резиденции Фонда поддержки современного искусства и культуры, где к 12 апреля – 60-летия полета первого человека в космос – будет представлен очередной арт-проект. Однако это не все, что мы можем предложить для культурного досуга приезжих. Со снятием ковидных ограничений на курортах планируется расширить программу досуговых мероприятий, фестивалей, выставок. Еще одно из перспективных направлений – организация детского спортивного отдыха, правильнее сказать – ее возрождение, поскольку в советское время в нашей республике это всегда вызывало большой интерес.

Еще важная тема – бальнеология. У нас недалеко от Архыза есть знаменитые Кислые источники. Еще в советские времена научно-исследовательские институты доказали полезные свойства этой воды. В последние годы дочернее НИИ Федерального медико-биологического агентства еще раз подтвердило и доказало эти свойства. Благодаря Ростуризму мы получили средства на строительство автодороги и инженерной инфраструктуры, и сейчас у нас большое количество заявок на строительство профилакториев, санаториев, бюветов, точек общественного питания, гостиниц. В следующем году заканчиваем строительство автомобильной дороги, и к 2023 г. мы будем там принимать первых отдыхающих.

– А какие перспективы развития Архыза и других курортов КЧР как площадки для профессионального спорта?

– Сегодня практически у всех федераций есть запрос на высоту 1500–1700 м над уровнем моря. В среднем это 1600–1650 м, но и на 1400 м тоже большой запрос. Смотря для какого вида спорта. Северный Кавказ – уникальная в этом плане территория, которая может предоставить такие площадки. Но высота высоте рознь. Так, Домбай и Архыз – оба 1650 м над уровнем моря. Но разное давление. Домбай чуть посуровее, Архыз помягче. Теберда вообще уникальное место, там очень много чего можно сделать – например, трассы для биатлона или беговых лыж. А на высоте 2500 м можно проводить сборы для альпинистов. У нас был министр спорта России Олег Матыцин, мы обсуждали перспективы строительства здесь физкультурно-оздоровительного комплекса, где мы могли бы принимать наши сборные для подготовки перед крупными соревнованиями. Наше преимущество в том, что уже есть готовая инженерная инфраструктура: электроэнергия, газ, гостиничные комплексы. Мы активно работаем в этом направлении – и, думаю, в ближайшее время и Архыз, и Теберда станут еще и центром спортивной подготовки для сборных команд.

– Какую конечную цель ставит руководство республики и когда будут полностью реализованы все проекты?

– Если говорить об Архызе, то планируем как минимум довести его до 100 км трасс и 10 000 мест размещения. Реально уже к 2030 г. получить полноценный курорт из трех поселков: Романтик, Лунная Поляна и Дукка. В этом году подойдем к отметке примерно 40 км трасс. Соответственно, как я и отмечал ранее, стремимся к цифре 3 млн туристов в год. И при этом конечная цель – комфорт и безопасность для всех без исключения гостей, высокий уровень сервиса и большой спектр предлагаемых услуг.

– Правительство республики будет влиять на ценовую политику курорта?

– Конечно, все решает рынок, но у нас все-таки главный ориентир на доступность, безопасность и качество услуг. Безопасность во всех смыслах этого слова, в том числе и на горе, чтобы прививать культуру катания. И когда приходят с проектом, то мы за его концепцией там внимательно смотрим. Архыз – настоящий семейный курорт. Это можно увидеть по количеству маленьких детей, которые в первый раз встали на лыжи. Это и есть показатель доступности. Есть трассы для начинающих, есть сложные трассы. Недавно прошли всероссийские соревнования по горным лыжам – это говорит о том, что здесь можно проводить соревнования любого типа, даже слалом-гигант. Что касается качества услуг, то сейчас мы, например, планируем создать со Сбербанком платформу, чтобы в один клик можно было купить и билет на самолет из Москвы, и шаттл до Архыза, и там же скипасс. Чтобы человек в очереди нигде не стоял. Много таких проектов обсуждаем с ведущими институтами и специалистами-практиками, выбираем все самое лучшее и пытаемся все это внедрить на наших курортах.

– Мы говорим об оздоровительном эффекте для приезжих. А есть ли время у самих жителей республики позаботиться о собственном здоровье?

– У нас есть цели и задачи, которые закреплены в национальных проектах. Это увеличение доли людей, занимающихся физической культурой и спортом, в том числе по возрастным категориям, как прописано в указах. В 2016 г., по-моему, мы вошли в тройку лидеров в Российской Федерации – порядка 46%. Так что целевые показатели мы, конечно, выполняем. Мне уже сложно посчитать, сколько физкультурно-оздоровительных комплексов мы построили. Ну, могу точно сказать, что у нас если 10 лет назад всего было два базовых вида спорта, то сегодня их порядка 15. Еще 10 лет назад был один бассейн в республике, сегодня их несколько. В этом году открываем новейший стадион и начинаем строить первый ледовый дворец. В моей молодости был один Дворец спорта на весь город. А сегодня такие объекты стоят в населенных пунктах по 3000 человек. Универсальные спортивные площадки, футбольные поля – все есть. Более 15 000 человек за последние пять лет приняли участие в сдаче норм ГТО. Пару лет назад мы ввели в школах поездки в Архыз – урок физкультуры у них проходит на горе. И задача государства, родителей, школы – приобщать детей к физкультуре и спорту.

Картина дня

наверх