Он был для меня прежде всего другом, а уже потом — великим писателем, смелым и самоотверженным патриотом своей страны. Может, поэтому он до последнего оставался в родном Киеве. Олесь не верил, что его миролюбивая позиция по отношению к России, правда, которую он доносил с телеэкранов, — станут причиной его смерти.
Когда я спрашивала, не боится ли он там оставаться, он иронизировал, утверждал, что всё не так страшно, как показывают по российскому телевидению. На вопрос, как там обстоят дела, цитировал Северянина: «Кто-то здесь зацелован, там кого-то побили». Говорил, что Киев сегодня — чрезвычайно интересное место в литературном плане, что всё выглядит, будто они перенеслись на машине времени в 1918 год, в булгаковско-петлюровские времена.
Олесь был литератором, а посещал политические ток-шоу только потому, что действительно болел за Украину и хотел мира между нашими народами. Признавался, что политика ему изрядно надоела, как надоедает стервозная женщина с истериками и попытками вцепиться в горло.
Мы познакомились задолго до майдана. Часами говорили обо всём на свете. Он рассказывал, что крестился в зрелом возрасте, по зову свыше, в 24 года, но окончательно уверовал в Бога и в свою миссию во время последнего пребывания в Москве. Как жил в Спасоналивковском переулке в Замоскворечье, зашел в церковь Григория Неокесарийского на Большой Полянке. Его узнали по выступлениям в «Воскресном вечере» у Соловьёва. К нему подошла монахиня и сказала, что очень переживает за всё происходящее на Украине. Храм знаменитый: в нем крестили Петра Великого, а построил его князь Василий Темный в благодарность за избавление от татарского плена. Возвращаясь домой из Орды, он поклялся построить церковь на том месте, откуда увидит стены Кремля. Когда Олесь вышел из храма, его догнала другая послушница и протянула тысячу рублей. Он отказывался, но монашенка настояла. Олеся так тронула её фраза «это вам на дороженьку», что он пообещал в свой следующий приезд в Москву пожертвовать храму крупную сумму денег.
Олесь говорил, что ему нравится, что я крымская татарка. Рассказывал, что в его новом историко-детективном романе, действия которого происходит в России в царское время, у главного героя татарская фамилия, а я стала прототипом его возлюбленной.
После его смерти в моём сознании многое изменилось. Я осознала, что нужно ценить родных, друзей, близких. Каждую минуту, проведённую вместе. Нельзя думать, будто они всегда будут рядом. Я жалею, что не нашла времени, чтобы увидеться с Олесем, когда он в последний раз был в Москве. До конца жизни буду жалеть, потому что такие люди рождаются раз в сто лет, а умирают, как правило, рано и не своей смертью...
Ровно 5 лет назад был убит Олесь Бузина...
Диана Кади
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии